Super User
Просмотров: 1463

Как выбрать аккумулятор?

Первое и главное – на аккумуляторе обязательно должны быть указаны страна-изготовитель и выпускающий завод (обязательно с адресом). Качественный аккумулятор немыслим без качественного корпуса, хороших пробок и гладких выводных клемм, нередко смазанных технической защитной смазкой от окисления и накрытых сверху цветными пластмассовыми колпачками.

Напряжение на клеммах приобретаемой батареи должно быть не менее 12,5 вольт. Плотность во всех 6-ти банках не менее 1,25 г/см3 и одинаковой во всех банках. При имитации стартерного разряда нагрузочной вилкой (ток около 160А) напряжение батареи на протяжении 5-8 сек. должно оставаться в пределах 10,5-11 вольт.

Маркировка аккумулятора должна иметь ссылку на стандарт (DIN, SAE, EN, ГОСТ или другие). В маркировке по стандарту SAE не указывается значение емкости в ампер-часах (Ач). Указание емкости в Ач в стандарте SAE – косвенный признак подделки.

Основными параметрами для выбора АКБ являются: - электрическая (номинальная) емкость, Ач; - полярность; - пусковой ток, А; - размеры корпуса АКБ.

Для пуска автомобильного двигателя от АКБ требуется как необходимый запас энергии – достаточная электрическая емкость – так и высокая мощность при разряде.

 

Электрическая емкость – характеризует количество электричества, которое способна отдать АКБ при длительном режиме разряда.

 

Номинальная электрическая емкость – это емкость 20-часового разряда АКБ. Именно она указана на этикетке АКБ. Не следует брать новую АКБ с меньшей электрической емкостью, чем рекомендуется для данного типа автомобиля.

Дело в том, что при некоторых режимах работы двигателя (холостой ход) и малых дневных пробегах автомобиля, АКБ «помогает» генератору питать включенные потребители. При малой собственной электрической емкости глубина разряда при этом может достигать 40-50%, что приведет к снижению работоспособности АКБ в режиме пуска двигателя.

Повторяющиеся глубокие разряды приведут к сокращению ресурса АКБ. Каждому типу автомобиля необходимо подбирать аккумулятор определенной емкости. Лучшей рекомендацией является емкость, указанная в документации автомобиля.

Пусковой ток указывается в соответствии с емкостью для каждого типа АКБ и используется для тестирования на соответствие стандарту. Для автомобилей с большим энергопотреблением следует применять АКБ с большими значениями пусковых токов.

Выбор АКБ по габаритным размерам и полярности определяется отличительными особенностями автомобиля (площадка под АКБ, длина проводов). Полярность прямая, когда клемма «плюс» слева; обратная, когда «плюс» справа.

Итак, выбирая аккумулятор, надо учитывать величину пускового тока, значение электрической емкости, расположение полюсных выводов, габаритные размеры (в основном по длине), способ крепления АКБ и, естественно, репутацию торговой марки и производителя.

 

 

Выбор технологии: малосурьмянистая, кальциевая или гибридная?

С середины 20 века классической технологией производства автомобильных аккумуляторов была малосурьмянистая (так называемая технология Sb/Sb). Такие батареи выдерживают большое количество циклов «заряд-разряд» и не боятся сильных морозов зимой.

Даже после глубокого разряда батареи, изготовленной с использованием такого сплава, ее токовые характеристики можно восстановить до прежнего уровня.

«Обратной стороной медали» малосурьмянистых АКБ является повышенный электролиз воды, приводящий к снижению уровня электролита (выкипание), а также более быстрый саморазряд в состоянии бездействия.

Существуют также так называемые «кальциевые» аккумуляторы, в которых вместо сурьмы в свинцовом сплаве используется кальций (технология Ca/Ca). Использование этой легирующей добавки снижает расход воды в жаркую погоду, поэтому такие АКБ еще называют необслуживаемыми или не требующими обслуживания.

Кальциевый сплав существенно снижает саморазряд батареи в период бездействия, но к глубоким разрядам этот сплав совершенно не приспособлен: на поверхности свинцово-кальциевого электрода возникает нерастворимый сульфат, который не позволяет восстановить токовые характеристики батареи.

Кальциевые АКБ оказались эффективны в условиях умеренного и тропического климата – где важно минимальное «выкипание» и нет больших амплитуд «минус-плюс», а также перепадов бортовой сети автомобиля. Их потребительские свойства в резкоконтинентальном климате нашей страны часто непригодны.

Итак, кальций в обоих электродах существенно снижает способность АКБ восстанавливаться после глубоких разрядов, особенно при низких температурах.

Если батарея разрядилась «в ноль» неудачными попытками запуска двигателя, ее нужно немедленно поставить на зарядку, так как плотность электролита разряженной батареи низка, и есть вероятность того, что он замерзнет.

При этом пребывание кальциевой батареи в разряженном состоянии ведет к ускоренной сульфатации пластин.

Гибридная технология объединяет в себе малосурьмянистую и кальциевую технологию. Положительные электроды таких батарей изготавливаются из сплава свинца и сурьмы, а отрицательные – из сплава свинца и кальция.

Тем самым достигается синергический эффект: две технологии совместно дают больше преимуществ, чем каждая по отдельности.

Сурьма защищает батарею от сильного разряда во время пуска двигателя на морозе, а кальций снижает «выкипание» в жаркое время года и саморазряд. Можно сказать, что в этих батареях найдена «точка золотого сечения» АКБ.

Гибридная технология Ca+ как раз и представляет собой тот самый сбалансированный подход, объединивший в себе лучшие свойства обеих технологий без характерных недостатков малосурьмянистых и полностью кальциевых аккумуляторов.

Тем самым обеспечивается низкий саморазряд батареи малое «выкипание» воды на жаре, а также значительно меньшая восприимчивость к глубокому разряду.

Это и есть то, что нужно – АКБ про которую говорят: «Поставил и забыл».